Что такое МКТУ?

Международная классификация товаров и услуг — это перечень, состоящий из 45 классов, в который входят готовые продукты и услуги. Похожие виды деятельности или товары включены в один класс. Зарегистрировать товарный знак без указания класса МКТУ, в котором он используется, невозможно.
Подобрать

Нужна помощь в подборе классов МКТУ для
регистрации товарного знака?

Оставьте телефон и мы поможем подобрать классы и зарегистрировать
товарный знак в Роспатенте.

Как подобрать классы МКТУ самостоятельно

1
Изучить описание каждого класса
2
Проверить исключения из класса
3
Подобрать корреспондирующие классы

Классы МКТУ для товаров

Класс 1 МКТУ
Химические продукты
Подробнее
Класс 2 МКТУ
Краски, олифы, лаки
Подробнее
Класс 3 МКТУ
Препараты для чистки, парфюмерия и косметика
Подробнее
Класс 4 МКТУ
Технические масла, смазки, топлива
Подробнее
Класс 5 МКТУ
Фармацевтические препараты
Подробнее
Класс 6 МКТУ
Обычные металлы и сплавы
Подробнее
Класс 7 МКТУ
Машины, станки и двигатели
Подробнее
Класс 8 МКТУ
Ручные инструменты
Подробнее
Класс 9 МКТУ
Приборы, инструменты, оборудование
Подробнее
Класс 10 МКТУ
Медтехника и протезирование
Подробнее
Класс 11 МКТУ
Устройства для получения тепла
Подробнее
Класс 12 МКТУ
Транспортные средства
Подробнее
Класс 13 МКТУ
Оружие и пиротехника
Подробнее
Класс 14 МКТУ
Часы и ювелирные изделия
Подробнее
Класс 15 МКТУ
Музыкальные инструменты
Подробнее
Класс 16 МКТУ
Бумага и картон
Подробнее
Класс 17 МКТУ
Резина, асбест, пластмассы
Подробнее
Класс 18 МКТУ
Кожа и кожаные изделия
Подробнее
Класс 19 МКТУ
Строительные материалы (не металлические)
Подробнее
Класс 20 МКТУ
Мебель и аксессуары
Подробнее
Класс 21 МКТУ
Товары для дома
Подробнее
Класс 22 МКТУ
Верёвочно-канатные изделия
Подробнее
Класс 23 МКТУ
Нити текстильные и пряжа
Подробнее
Класс 24 МКТУ
Текстиль
Подробнее
Класс 25 МКТУ
Одежда и обувь
Подробнее
Класс 26 МКТУ
Галантерейные и басонные изделия
Подробнее
Класс 27 МКТУ
Ковры и напольные покрытия
Подробнее
Класс 28 МКТУ
Игрушки и спортивные товары
Подробнее
Класс 29 МКТУ
Продукты животного происхождения
Подробнее
Класс 30 МКТУ
Растительные пищевые продукты
Подробнее
Класс 31 МКТУ
Продукты земледелия и лесного хозяйства
Подробнее
Класс 32 МКТУ
Безалкогольные напитки и пиво
Подробнее
Класс 33 МКТУ
Алкогольные напитки
Подробнее
Класс 34 МКТУ
Табак и курительные принадлежности
Подробнее
Класс 35 МКТУ
Реклама
Подробнее
Класс 36 МКТУ
Страхование и финансы
Подробнее
Класс 37 МКТУ
Строительство и ремонт
Подробнее
Класс 38 МКТУ
Телекоммуникации
Подробнее
Класс 39 МКТУ
Транспорт, упаковка и туризм
Подробнее
Класс 40 МКТУ
Обработка материалов
Подробнее
Класс 41 МКТУ
Воспитание и образование
Подробнее
Класс 42 МКТУ
Научные разработки и исследования
Подробнее
Класс 43 МКТУ
Доставка и гостиницы
Подробнее
Класс 44 МКТУ
Медицина
Подробнее
Класс 45 МКТУ
Юридические услуги
Подробнее

Нужна помощь в подборе классов МКТУ для
регистрации товарного знака?

Оставьте телефон и мы поможем подобрать классы и зарегистрировать
товарный знак в Роспатенте.

Ответы на вопросы по проверке товарного знака

Классы, как и список товаров или услуг, вписывают в специально отведённые поля заявки. Заполнение этой части заявки играет важную роль при регистрации. И вот почему:

1. Ваше обозначение будет охраняться только в указанных классах. В других им беспрепятственно смогут воспользоваться конкуренты. Вписав не те классы, вы рискуете потерять правовую охрану в целой нише товаров или услуг

Например, вы продаёте детскую одежду на маркетплейсе под брендом «Карапуз» и зарегистрировали товарный знак в 25 классе (одежда) и 35 классе (услуги торговли). Когда бренд стал известным, конкуренты подали заявку на его регистрацию в 28 классе (игрушки), переманив тем самым часть клиентов.

2. Правильно подобранные классы увеличивают шанс регистрации. Так, вы можете зарегистрировать товарный знак “Яшкино” в отношении косметических средств, а вот в 28, 29, 30 и 32 классах этот бренд уже занят. 

3. Можно сэкономить на пошлине. Дороже всего регистрация обозначения во всех классах. Чем их меньше, тем дешевле.  Если регистрация в одном из классов не пройдёт, пошлина не возвращается. 

Выбор классов МКТУ играет важную роль в процессе регистрации товарного знака. Если в заявку будут включены классы, с которыми вы не работаете, это может привести к отказу из-за наличия схожих зарегистрированных знаков.

Чтобы сэкономить время на определении необходимых классов, воспользуйтесь нашим сервисом. Просто введите название вашего товара или услуги в поле поиска, и система подскажет подходящие классы МКТУ. 

После этого обязательно убедитесь в возможности регистрации вашего обозначения. На нашем сервисе можно бесплатно проанализировать уникальность обозначения по всем официальным базам.

В заявке можно перечислить все классы МКТУ – Роспатент этого не запрещает. Однако подобная стратегия является ошибкой, особенно для малого бизнеса

  1. Количество классов напрямую влияет на размер госпошлины. Рассчитываем так:
    • 3500 рублей (фиксированная сумма) + 1000 рублей за каждый класс МКТУ свыше 5. 
    • 11500 -рублей (фиксированная сумма)+ 2500 рублей за каждый класс свыше 1.
    • 1000 рублей за регистрацию обозначения и выдачу свидетельства дополнительно оплачивают за каждый класс свыше 5.

Если брать все классы, максимальная сумма равна 221 000 руб.

  1. Товарный знак могут оспорить и в дальнейшем аннулировать. Чтобы товарный знак не отобрали конкуренты, он должен работать во всех указанных классах. Согласно статье 1486 ГК РФ его могут аннулировать, если не использовать на протяжении трёх лет. Так, в 2023 году Суд по интеллектуальным правам рассмотрел 442 подобных дела. Из них 199 удовлетворили.
  2. Высок риск отказа в регистрации. Товарный знак могут не зарегистрировать во всех заявленных классах МКТУ, однако уплаченная пошлина не подлежит возврату.

Для крупных компаний есть альтернатива: можно подать заявку на регистрацию общеизвестного товарного знака. В этом случае он получит защиту сразу во всех классах МКТУ. Такими брендами являются, например, «LADA», «МАКФА», «Яндекс» и многие другие.

Любой товарный знак проходит экспертизу, во время которой анализируют уникальность обозначений. Она осуществляется не только в пределах указанных классов, но и среди корреспондирующих. Эти классы объединяют однородные товары или услуги. Однородность определяется тем, что назначение или характеристики товара могут быть связаны с одним источником происхождения. Другими словами, у потребителя могут возникнуть сомнения при определении производителя, например:

- машины для прополки (класс 7) и сапки для прополки крупных сорняков (8 класс);

- лаки (2 класс) и пасты для полирования (3 класс);

- пиво (класс 32) и алкогольные напитки (класс 33);

Чтобы понять, являются ли позиции однородными, эксперты руководствуются их основными и вспомогательными признаками. Основные – цель применения, материал и вид товара. Вспомогательные – это способ и место сбыта товаров, их взаимозаменяемость. Во время проверки эксперты противопоставляют однородные товары/услуги из корреспондирующих классов. Если ваш товарный знак будет похож до степени смешения на обозначение из корреспондирующего класса, то его могут не зарегистрировать.

В дальнейшем можно будет подать ещё одну заявку на регистрацию обозначения уже в других корреспондирующих классах МКТУ, но нет гарантии, что оно будет свободным. Поэтому в заявке важно указать все однородные позиции, чтобы максимально защитить бренд.

МКТУ и ОКВЭД – схожие по своей сути классификаторы предпринимательской деятельности, однако говорить об их взаимозаменяемости нельзя.

МКТУ – документ, принятый на международном уровне, его используют 88 стран мира. Он удобен в первую очередь тем, что упрощает международную регистрацию обозначений и позволяет отследить ввоз контрафактных товаров в другие страны.

ОКВЭД действует только на территории РФ, в других странах работают по другим классификаторам (например, SIC в США). Его используют при регистрации ИП или ООО для определения основной и неосновной деятельности. В дальнейшем это влияет на страховые взносы, налоги и некоторые другие особенности работы предприятия. 

Несмотря на схожесть МКТУ и ОКВЭД, различий между ними больше. Основная цель создания МКТУ – упростить выход бренда на международный уровень. Цель ОКВЭД – систематизировать данные о деятельности ИП и юридических лиц для налогового учета.