Бренд — это система объектов интеллектуальной собственности: логотип, название компании, фирменный цвет и т. д. Каждый из этих элементов можно зарегистрировать как товарный знак в Роспатенте.
Но регистрация — процесс добровольный. Не все предприниматели стремятся получить свидетельство: останавливает необходимость потратить время и деньги. Правда, бизнес не учитывает как минимум восемь плюсов регистрации торговой марки (ТМ):
- За предпринимателем закрепляется право на товарный знак — это подтверждает свидетельство.
- Правообладатель может обозначать товары специальным знаком ®. Это подтвердит право на товарный знак и позволит выделить товар среди подделок.
- У владельца ТМ есть возможность защититься от конкурентов и запретить использовать такие же или похожие знаки. Предпринимателю можно обратиться в антимонопольную службу, суд, полицию, если кто-то нарушил права на торговую марку. С другой стороны, регистрация обезопасит от конкурентов, которые могут подать заявку в Роспатент раньше и запретить компании использовать логотип.
- Собственник бизнеса вправе привлечь к ответственности компанию, которая использовала товарный знак без его разрешения. Можно добиться конфискации товара, штрафа до 5 млн рублей, условного или реального срока.
- Владелец товарного знака может продавать и передавать права на обозначение по лицензии, концессионному соглашению. Если есть потребность, можно заложить знак.
- Предприниматель имеет право внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Так можно добиться запрета на ввоз контрафактной продукции из-за рубежа.
- Зарегистрированный товарный знак проще рекламировать — СМИ и рекламные агентства без проблем размещают информацию о товаре, если есть подтверждение регистрации торговой марки.
Собственник товарного знака может выйти на маркетплейсы или продавать товары в торговых комплексах, супермаркетах. Для работы с ритейлом иногда нужно свидетельство Роспатента.
Получить документ, подтверждающий права на бренд, непросто. В 2020 году в Роспатент поступило рекордное число заявок — почти 94 тысячи. И из них 13,7% получили отказ. При этом число отказов по сравнению с 2019 годом выросло на 16,6%. То есть, попасть бренду в реестр товарных знаков с каждым годом все сложнее.