Онлайн-доступ в Роспатент для клиентов банка «Открытие»
СКОРО
Перейти в личный кабинет

Как зарегистрировать бренд — регистрация логотипа и названия компании, пошаговая инструкция

Как и зачем регистрировать бренд в России, даже небольшой компании: основные особенности, этапы и подводные камни. Почему регистрация названия и логотипа бренда — это очень важно, — отвечает эксперт «Гардиума».
Главная / Блог / Как зарегистрировать бренд — регистрация логотипа и названия компании, пошаговая инструкция
КЛИЕНТ БАНКА ОТКРЫТИЕ?
подайте заявку онлайн
30%
скидка на пошлины
РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА
ОНЛАЙН
онлайн-доступ в Роспатент
24/7
личный кабинет для связи
Ирина Резникова
старший партнер «Гардиума», патентный поверенный по товарным знакам №1947. 20 лет опыта в судебной защите интеллектуальных прав

Что такое бренд, из чего он состоит, какая от него польза

Бренд — это ассоциация, представление и образ о компании (ее деятельности или продукции) в голове у потребителя. Именно благодаря бренду компания может отличиться среди конкурентов и стать заметной, что приведет к продажам и увеличению прибыли.

Мы все знаем компании с сильным брендом. Например, Coca-Cola у большинства уже долгие годы ассоциируется с праздником и весельем. Apple — с качественной и премиальной техникой. IKEA — стильная недорогая мебель для дома.

Из чего состоит бренд. Многие считают, что бренд — это лишь название и логотип компании. Это не так. Все намного шире и глубже. Задача бренда — создать прочную связь между предпринимателем и потребителем, расположить и влюбить в себя. Сильный бренд комплексно воздействует на человека и при желании, даже может управлять им.

Например, популярная маркетинговая концепция «Айдентика 360» базируется на том, что бренд воздействует на все системы чувств человека: вербальную, чувственную, интерактивную и визуальную.

К визуальной относятся изображения, логотип, инфографика, цвет, паттерн и типографика. Вербальная включает уникальный язык и тон голоса, архитектуру названия и звук бренда. Запах, вкус, освещение на точках продаж, осязание и контроль жестов относятся к чувственной системе. К интерактивной системе относятся сайт, интерфейсы и поведенческие иконки.
Источник: Создание айдентики бренда — Райт (right.by)

Для чего нужен бренд. Если компания хочет выделяться на рынке среди конкурентов и быть для клиентов «своим», то важно работать над брендом. И не важно начинающий вы предприниматель, где в штате всего пять сотрудников или вы всемирно известно корпорация с многомиллиардным оборотом.

Ведь всех предпринимателей объединяет одна и та же цель — извлечение прибыли. Бренд же на прямую на это влияет, значит, работать над ним нужно любому предпринимателю.
    Разберемся на примере

    Давайте представим, что вы решили поблизости с вашим домом попить вкусный кофе. Вы начинаете искать кофейню в поисковике, и вам предлагаются десятки разных кофеен с похожими между собой названиями и их описанием. Названия все примерные такие: «Кофе», «Вкусный кофе», «Кофейня» и так далее.

    В описании кофейни все пишут примерно одно и то же: «У нас вкусный кофе», «Ароматный кофе и десерты», «Кофе с собой» и так далее. Какое кафе из этих выбрать, вам пока непонятно, ведь они практически одинаковые для вас.

    И тут вы видите нечто необычное: «Ваш портрет на кофе». Концепция кофейни заключается в том, что каждому посетителю на стакане из-под кофе бариста бесплатно рисует его портрет. Плюс у кофейни запоминающийся яркий логотип, где на стакане из-под кофе нарисован портрет Ван Гога.

    Все эти детали — элементы бренда, которые формируют лояльность к компании и выделяют кофейню среди остальных конкурентов, что в итоге увеличивает ее продажи и прибыль.

    Скорее всего, вы остановитесь именно на последнем варианте, ведь он самый яркий, запоминающийся и даже интригующий.

    Обязан ли предприниматель регистрировать название и логотип. Для чего нужна регистрация товарного знака?

    Нет, с точки зрения закона компании не обязаны его регистрировать . Это их право, и они могут выбирать — пользоваться им или нет. Но те компании, которые не пользуются этим правом, сильно рискуют. Так как зарегистрированный товарный знак оберегает компанию от массы возможных проблем в будущем.

    Во-первых, предприниматель так может обезопасить себя от конкурентов, которые могут скопировать его фирменный стиль. В противном случае, можно подать иск в суд, потребовать многомиллионную компенсацию и 100% выиграть этот процесс.

    Во-вторых, так предприниматель уберегает себя от рисков судебного разбирательства с правообладателем похожего знака. Возможно, у другой компании уже есть зарегистрированный товарный знак схожий с ним до степени смешения, а предприниматель и не знает об этом. В этом случае с предпринимателя также могут потребовать компенсацию.

    В-третьих, зарегистрированный товарный знак оберегает компанию от «патентных троллей». Это организации, которые намеренно присваивают и регистрируют чужой бренд еще до того настоящего владельца. В итоге с настоящего владельца за возврат их товарного знака они требуют кругленькую сумму.
    Регистрация товарного знака с гарантиями
    Защитите свой бренд с одним из лидеров IP-рынка
    Скидка на пошлины 30% (от 10 000 рублей)
    Поверенные с опытом работы в Роспатенте
    Зарегистрируем знак или вернем деньги

    Каким должен быть бренд, чтобы его зарегистрировали

    Не любой товарный знак можно зарегистрировать в Роспатенте. Есть правовые основания, по которым заявителю откажут.

    Частые причины отказов:

    1. Бренд схож с другим. Даже если сходства между товарными знаками не буквальные и элементы не скопированы у другого. Для отказа Роспатента достаточно будет и того, что в совокупности этот знак может ввести потребителей в заблуждение по его идентификации.
    2. Используются аббревиатуры. Есть исключения: если аббревиатура бренда будет визуальной или компания докажет через суд ее различительную способность.
    3. Используются названия географических объектов. Есть исключение: заявитель доказал, что используемое географическое название не известно широкому кругу потребителей.
    4. Используется персональный бренд. Например, компанию с названием «Петров» Роспатент не зарегистрирует. Ведь фамилия входит в список 10 000 распространенных фамилий в РФ. Но если заявитель докажет, что персональный бренд связан с конкретным продуктом, то бренд зарегистрируют.
    5. Используются описательные названия, характеризующие товары или услуги. Например, «Юридическая консультация» или «Лечебное заведение».
    6. Используются памятники или культурные объекты. Эта ситуация приравнивается к официальным наименованиям и изображениям объектов культуры РФ. Для регистрации нужно выполнить два условия: согласие госоргана и сделать часть, связанную с его названием, неохраняемой.
    7. Используются аморальные названия. Что следует понимать под аморальными названиями, будет зависеть от практики и усмотрения Роспатента на тот момент. Бывает и такое, что бренд сначала регистрируют, а потом просят переименовать его. Так, например, случилось с сетью доставки суши «ЁбидоЁби».
    8. Используются общеупотребительные названия. К общеупотребительным можно отнести «Дихлофос», «Памперс», «Аспирин» и так далее.
    Оценить, какие шансы на регистрацию у вашего товарного знака поможет этот чек-лист проверки товарного знака. Если хотите погрузиться в эту тему еще глубже и разобраться во всех тонкостях, то изучите это видео.

    Этапы процедуры регистрации для получения свидетельства от Роспатента

    Регистрация товарного знака включает следующие шаги:

    Шаг 1. Продумайте и разработайте товарный знак.

    Шаг 2. Проверьте и убедитесь, зарегистрирует ли его Роспатент. Как это сделать, мы расскажем далее. Если все хорошо, то переходите к следующему шагу.

    Шаг 3. Подайте заявление с необходимыми документами на регистрацию в Роспатент.

    Шаг 4. Уплатите госпошлину. Это нужно сделать за формальную экспертизу и экспертизу товарного знака по существу.

    Шаг 5. Дождитесь завершения формальной экспертизы. Этот шаг подтвердит правильность поданных документов. По закону этот этап не может превышать двух месяцев с момента уплаты госпошлины.

    Шаг 6. Дождитесь результаты экспертизы по существу. Это самый долгий период с момента подачи заявки. По закону этот этап не может превышать один год со дня подачи заявления удовлетворения заявления о проведении предыдущего шага. Работники Роспатента обязаны убедиться, что товарный знак правомерен. У заявителя могут запрашивать дополнительные документы и приглашать на выяснение дополнительных обстоятельств.
    Если вы решили зарегистрировать товарный знак сами, то рекомендуем изучить чек-лист: пошаговая регистрация товарного знака.

    Предварительная проверка бренда

    Прежде чем подавать заявление на регистрацию товарного знака, рекомендуем сначала проверить свои шансы. С помощью этого бесплатного сервиса вы сможете это сделать. Сервис автоматически проверит ваш товарный знак на соответствие всем актуальным реестрам и базам данных ФИПС. Так, вы сбережете время и деньги на уплату государственной пошлины.

    В сервисе достаточно указать желаемый товарный знак и выбрать вид деятельности. После этого сервис мгновенно покажет его шансы на регистрацию.
    Сервис мгновенно укажет на что нужно сделать упор, чтобы товарный знак все-таки согласовали в Роспатенте.

    Куда обращаться?

    Есть два государственных органа, которые занимаются ведением товарных знаков в РФ: Роспатент и ФИПС. Роспатент регистрирует и выдает свидетельства. ФИПС принимает заявки и необходимые документы на регистрацию. Есть несколько способов подать документы: по факсу, почте или лично в головной офис в Москве, или региональные отделения в Санкт-Петербурге и Новосибирске.
    Если у заявителя есть действующая электронная цифровая подпись, то документы можно подать через официальный сайт Роспатента.

    Какие документы нужны для регистрации товарного знака?

    Список документов, которые нужно приложить к заявке на регистрацию товарного знака указаны в ст. 1492 ГК РФ. Требования для оформления документов представлены в Приказе Минэкономразвития № 482, а также на сайте Роспатента.

    Список необходимых документов:

    • заявление
    • визуальное изображение товарного знака
    • описание товарного знака
    • подготовка и подача регистрационной заявки
    • экспертиза обозначения
    • товары, на которые будет распространяться товарный знак
    • документ, подтверждающий факт уплаты госпошлины.
    Если вы регистрируете коллективный товарный знак, то к документам еще нужно приложить устав коллективного знака.

    Заявление

    Форма заявки есть в Приложении № 1 к Приказу № 482 Минэкономразвития. Заявка должна быть на русском языке. Если представляемые документы составлены на иностранном, то нужно дополнительно к ним представить документы с переводом на русский язык.

    Сведения, которые должно содержать заявление:

    • название организации или Ф.И.О. ИП;
    • адрес для корреспонденции;
    • ОГРН, ОГРНИП, ИНН, КПП;
    • место и адрес направления уполномоченного органа;
    • код страны по стандарту ВОИС st.3;
    • сведения о представителе
    • изображение, описание, значение, характеристики лейбла;
    • данные об уплате госпошлины;
    • дата, подпись заявителя.

    Госпошлина за регистрацию

    В статье 1249 Гражданского Кодекса РФ указано, что уплата госпошлины — это обязанность заявителя. Роспатенту не нужно платить пошлину за сам регистрируемый знак. Заявитель платит только за саму процедуру регистрации.

    Рассчитать размер госпошлины можно на этом онлайн-калькуляторе. Введите количество классов МКТУ, и сервис мгновенно определит размер госпошлины. Госпошлина увеличивается пропорционально величине классов МКТУ.
    Рекомендуем подавать заявку именно в электронном виде. Так, вам автоматически будет предоставлена скидка на уплату госпошлины 30%. Учитывая, что сейчас минимальная госпошлина от подачи заявления до получения свидетельства составляет 33 000 ₽, вы можете сэкономить 9900 ₽.

    Что еще нужно регистрировать брендам

    Один бренд может иметь и зарегистрировать в Роспатенте сразу несколько товарных знаков. Например, у «Гардиум» есть комбинированный товарный знак «Гардиум», слоган «Защищая незримое», отдельно логотип, как товарный знак и отдельно название, как товарный знак. Все эти составляющие — активы компании, которые ассоциируются у клиентов с «Гардиум». Чем больше атрибутов бренда зарегистрировано, тем выше капитализация компании и больше шансов пресечь возможные нарушения.

    Полезные статьи

    Пошаговые описания регистрации в Роспатенте от поверенных и юристов по интеллектуальному праву
    Все что нужно знать о процедуре регистрации товарного знака в Роспатенте
    Как зарегистрировать название в и получить патент на логотип
    Как защитить доменное имя и обезопасить себя от киберсвоттеров
    Материал подготовлен и предоставлен компанией «Гардиум»